Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Афганистан


Исламская Республика Афганистан

По оценкам МВФ, ВВП этой страны в 2002-2004гг. вырос на 22,5% (без учета производства сырья для получения наркотиков), а в 2004/2005 фин.г. - на 7,5%. Весьма внушительным выглядел и прогноз на 2005/2006 фин.г. - 14%.
Значительный экономический рост во многом связан с хорошими погодно-климатическими условиями (прежде всего с высоким уровнем выпавших осадков), что позволило существенно увеличить сельскохозяйственное производство, от которого зависит 80% жителей этой страны. Позитивные тенденции наметились в динамике ВВП в расчете на душу населения: в 2001-2005гг. этот показатель непрерывно рос - со 122 до 284 долл. и в 2006 году достиг 350 долл.
Анализ положения в отдельных отраслях показывает, что наиболее высокими темпами в Афганистане развивается телекоммуникационный бизнес (в значительной мере из-за низких стартовых позиций). Частично принадлежащая государству компания Afghan Wireless Communications и Roshan, одним из собственников которой является известный предприниматель Ага Хан, имеют в настоящее время приблизительно 662,5 тыс. абонентов, в том числе в ряде отдаленных районов Афганистана. Распространение мобильной телефонной связи оказало позитивное влияние на сферу бизнеса в целом и на его сельскохозяйственную составляющую в частности. Успешно развивается строительство, а также экспортная сфера. Товарные поставки из Афганистана в 2005г. увеличились на 40% - до 500 млн. долл. Укрепляется валютная сфера: благодаря ее реформированию в начале 2003г. произошло значительное ослабление инфляционных тенденций, что способствовало стабилизации национальной валюты - афгани.
Отношение стоимости основных производственных фондов (на предприятиях с численностью занятых не более 100 человек) к численности персонала в Афганистане (1500 долл.) ниже, чем в Китае (3170 долл.), Индии (2307 долл.), Пакистане (2063 долл.), и выше, чем в Таджикистане (721 долл.), Сирии (567 долл.) и Узбекистане (229 долл.). Низкая степень фондовооруженности негативно сказывается на производительности труда на афганских предприятиях.

Статус экономики: обрабатывающая, промысловая, аграрная.

Источник: http://www.orientalsite.ru/countries/afghanistan.html

КФР. В течение всего периода вооруженных конфликтов, несмотря на спад национальной экономики в целом, показатели афганской внешней торговли демонстрировали неуклонный рост. Общий объем внешней торговли Афганистана в 2003 году составил 2,4 млрд. долл. США.
Структура экспорта:
- продукты питания - 23,9%;
- ковры и ковровые покрытия - 17,5%;
-продукция из кожи - 8,9%;
- шерсть - 2,6%;
- лекарственные растения и семена - 2,8%;
- другие позиции экспорта - 44,2%.
При этом экспорт в Пакистан составил 66% от всего объема, в Германию - 8,3%; в Саудовскую Аравию - 6,3%.
За последние два года из-за повышенного спроса внутри страны и недостаточных производственных возможностей импорт Афганистана вырос на 44%. Структура импорта в последние два года:
- одежда и обувь - 40%;
- запчасти и инструменты - 24,5%;
- продукты питания - 11,8%;
- транспортное оборудование - 7,6%;
- стройматериалы - 3,1%;
- станки и оборудование - 1,1%;
- топливо - 0,9%;
- продукция из металлов и пластмасс - 0,1%;
- другие статьи импорта - 11,2%.
Местные и иностранные предприниматели используют в Афганистане малую часть имеющихся возможностей. Некоторые из них связаны с возрождением традиционных форм бизнеса, другие - с новыми видами предпринимательства (например, с предоставлением услуг мобильной связи или с нетрадиционным экспортом).
Отдельные формы деятельности осуществлялись в прошлом либо в небольших масштабах (в частности, строительство), либо только в государственном секторе (производство электроэнергии, оказание банковских, авиатранспортных и других услуг). Поскольку в Афганистане никогда не было значительной и диверсифицированной промышленной базы, существенная часть местного спроса удовлетворялась за счет закупок за рубежом. Из-за уничтожения большой части промышленных мощностей импорт стал еще более значимым после прекращения в стране военных действий.
По производству многих товаров, особенно с низкой долей добавленной стоимости и не требующих сложных технологий, Афганистан может иметь сравнительные преимущества, в частности, это касается продуктов питания (птицеводческой продукции и мучных изделий), а также таких несложных потребительских товаров, как мыло, шампуни, стиральные порошки.
Неплохие возможности для предпринимательства появляются в строительстве и ремонте автодорог, мелких систем водоснабжения, развитии мобильной телефонной связи и телефонной связи обычного типа, развитии электрораспределительной сети.
Более 64% опрошенных предприятий назвали проблему электроснабжения одним из важнейших ограничителей для осуществления успешного бизнеса. В настоящее время лишь 6% населения имеют доступ к сетевому электроснабжению. Его качество невысоко, часто происходит падение напряжения в сети, обыденным явлением остаются аварии в системе электроснабжения. Даже столица страны - Кабул - обеспечивается электроэнергией через день и только в течение 4 ч в сутки.
Более или менее устойчивое снабжение станет возможным не ранее 2011г. В таких условиях предприятиям приходится использовать автономные генераторы.
Не случайно Афганистан по доле компаний, имеющих собственные генераторы, опережает многие соседние страны, о чем свидетельствуют нижеприведенные данные: Афганистан - 76%, Cирия - 73%, Индия - 64%, Пакистан - 42%, Китай - 18%, Узбекистан - 2%.
Для работы этого энергетического оборудования требуются закупки дорогостоящего топлива, что ложится дополнительным бременем на бюджет афганских предприятий. 60% опрошенных фирм видят особые трудности для успешного осуществления предпринимательской деятельности в получении земельных участков.
Помимо коррупции, развитию бизнеса в Афганистане мешает слабое развитие финансовых структур. Банковская деятельность в стране находится лишь в начальной стадии роста и часто подменяется примитивной неформальной системой, получившей название <хавала>. Лицензии на работу в Афганистане выданы 12 коммерческим банкам, большинство из которых действуют в Кабуле и предоставляют услуги в основном международным донорам, иностранным неправительственным организациям и правительственным агентствам, не предоставляя долгосрочных кредитов (средства выдаются на срок не более трех лет).
Серьезной проблемой продолжает оставаться обеспечение безопасности. Опрошенные фирмы сообщили, что расходуют 15% доходов от продаж на создание инфраструктуры для защиты от криминала, т.е. значительно больше, чем фирмы в соседних странах (в Китае - 1,5%, Узбекистане - 1,9%, Пакистане - 2,2%, Таджикистане - 3,4%). Еще 3% составляют выплаты полевым командирам, правительственным чиновникам и даже организованным криминальным группировкам для обеспечения соответствующей защиты.
Расходы на гарантирование безопасности особенно велики у иностранных фирм. Арендная плата за безопасное помещение в Кабуле может равняться стоимости недвижимости в Токио, Лондоне или других крупных и <дорогих> городах мира.
Для частичного ослабления остроты проблемы при спонсорской поддержке США на окраинах некоторых городов созданы пользующиеся большой популярностью бизнес-парки; они не только позволяют компаниям иметь земельные участки, но и предоставляют базовые услуги, а также заметно упрощают процесс выхода на рынок. Планируется открытие еще нескольких парков такого типа.
Для решения социальных и экономических проблем Афганистан нуждается в поддержке из-за рубежа.
На недавней конференции финансовых доноров Афганистана 70 стран и международных организаций приняли на себя обязательство предоставить помощь в размере 10,5 млрд. долл. США в 2005/2006 фин.г. выделили 1,1 млрд. долл. США бюджетных средств.
США планируют сократить военное присутствие в Афганистане, пока же содержание 19 тыс. военнослужащих (включая и гражданский персонал) обходится американским налогоплательщикам в 800 млн. долл. США в месяц.
Поддержка из-за рубежа осуществляется не только в виде иностранной помощи, но и в форме инвестиций. Вернувшиеся в Афганистан предприниматели располагают как капиталом, так и необходимыми для ведения бизнеса связями с предпринимателями из других стран. Однако основную роль в инвестиционной сфере играют иностранные компании, базирующиеся, в частности, в мусульманских странах.
Турция является крупнейшим инвестором: на ее долю приходится более 20% всех прямых иностранных инвестиций, одобренных Афганским управлением по содействию инвестициям. (Почти все турецкие вложения осуществляются в строительство.)
Доля американских инвесторов ниже - 17%, далее следуют инвесторы из Китая и ОАЭ (менее 10% в каждом случае), Пакистана и Ирана (по 5%).
Иранские фирмы вкладывают капитал в основном в производство продовольственных и других промышленных товаров.
Реальное положение на афганских предприятиях МБРР оценивает исходя из результатов опроса их руководителей и сравнения с аналогичными объектами в других, в основном развивающихся странах. В частности, выявлено, что в Афганистане средний объем продаж в расчете на одного занятого в промышленной компании (с численностью занятых не более 100 человек) составляет 3333 долл. США. Аналогичный показатель в Таджикистане и Узбекистане ниже - 1859 и 567 долл.
Велико отставание Афганистана от Пакистана (10043 долл.) и Индии (9146 долл.) и особенно от Китая (20374 долл.).

ЭИТ. Несмотря на сложное положение, в котором находятся афганские продуценты, правительство М.Карзая стремится ориентировать их на развитие экспортных производств. Для повышения эффективности внешней торговли необходимы снижение производственных издержек в Афганистане и увеличение конкурентоспособности афганского экспорта. Подъему отрасли должно способствовать и превращение Афганистана в своего рода транзитный <мост> для выхода центральноазиатских государств на рынки Южной Азии.

В августе 2002г. действовавший с 1987г. закон о частных инвестициях был заменен новым, предоставившим существенные льготы для создания и деятельности на афганском экономическом поле частных предприятий. В соответствии с этим законом вновь образуемые частные структуры в первые 3-7 лет деятельности (в зависимости от характера капиталовложений) освобождаются от выплаты налогов. Регистрация новой компании или представительства занимает не более недели.


Источник: http://www.geo-world.ru/asia/afganistan/index.html

Другое важное направление деятельности правительства - программа приватизации государственных предприятий и производств. Начавшаяся в 2002-2003гг. активная работа по подготовке перечня и предложений по приватизации конкретных предприятий была приостановлена в связи, как заявил министр финансов, с необходимостью оценить опыт других стран. Выяснилось, что резкое движение приведет к высвобождению 35 тыс. рабочих и ИТР со 174 предполагаемых к приватизации предприятий. В этой связи Комиссии по приватизации было поручено разработать транспарентные процедуры по полной ликвидации предприятий или порядку передачи части из них в частные руки. Работа комиссии продолжается и сталкивается с проблемой финансирования своей деятельности.
В рамках усиления диалога между правительством и частным сектором укрепляется Торгово-промышленная палата Афганистана (ТППА), приобретающая определенные регулирующие функции. Наряду с этим, афганские предприниматели параллельно создают независимые структуры, такие как Афгано-Американская торговая палата, Международная торгово-промышленная палата Афганистана, Торгово-промышленный центр Афганистана.
В целях развития торгово-экономических связей с сопредельными странами, в первую очередь с Пакистаном и Ираном, государствами Средней Азии, намечено создать приграничные зоны торговли со статусом свободных экономических зон. Для создания условий для развития местного производства и переработки продукции традиционного афганского экспорта, а также новых производств - <промышленные парки> (по аналогии с Кабульской промышленной зоной) вблизи Кандагара, Мазари-Шерифа, Баграма. В последующем планируется образовать еще 19 таких промышленных парков.

Справочно. В условиях отсутствия эффективных государственных структур неправительственные организации (NGO, НПО) фактически продолжают выполнять задачу предоставления качественных услуг. Указанные организации по поручению доноров обеспечивали реализацию финансовой помощи населению Афганистана по каналам ООН, во избежание прямых контактов с режимом талибов.
Тогда в Афганистане официально были зарегистрированы и сохраняются до сих пор, по данным министерства планирования Афганистана, 2335 НПО, в т.ч. 333 - международных. Ряд международных НПО с числом занятых сотрудников порядка 10 тыс.чел., действовали, в основном, в области здравоохранения и просвещения, в гуманитарной сфере.

По материалам Полпред (Россия) от 20 мая 2011г. и 16 июня 2011г.

Наши новости и издания

Март 2014
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2014
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.
 


Новости финансов